Системный трейдинг: путь к неслучайному успеху
Позвольте по праву первого участника поблагодарить организатора этого мероприятия компанию БрокерКредитСервис за организацию. Возможно, я что-то где-то пропустил в своей жизни, но, мне кажется, что впервые создано такой «вкусное» меню по заявленной теме. Огромное спасибо за это организаторам. Надеюсь, что этот семинар будет событием как для выступающих, так и для слушателей. Желаю оправдаться надеждам организаторов, которые возлагались на это мероприятие и тогда, быть может, такие встречи станут регулярными.
В своем выступлении я бы хотел остановиться на вопросе, который кому-то может показаться отвлеченным, кому-то абстрактным, однако, я глубоко уверен, что значительная часть успеха в трейдинге зависит от наличия правильного трейдерского мировоззрения, от правильного понимания ряда фундаментальных вопросов, которые показывают нам те ограничения, которые существуют в трейдинге, те возможности, к которым можно стремиться. Прежде чем начинать поиск оптимальных параметров для системы из трех пересекающихся средних, необходимо иметь ответы на некоторые фундаментальные вопросы. Одним из таким вопросов, на котором я хочу остановиться в своем выступлении, является следующий: действительно ли трейдер может иметь на рынке преимущество и если да, то насколько устойчиво он может быть? Иначе говоря, успех трейдера - это нечто закономерное или случайность, строим ли мы замок на песке или мы может построить здесь устойчивый нормальный стабильный бизнес? Итак, попробуем разобраться. Торговля на бирже: это игра или бизнес? Сначала нужно разобраться с рядом определений. Что такое, прежде всего, игра? С моей точки зрения, в ключевой момент игре – это наличие элемента удачи, случайности. Отсюда мое негативное отношение к терминам как «игрок на бирже», «игра на бирже», поскольку эта терминология неявно подталкивает людей к большему риску, к игре на удачу, к некому фатализму. В противовес этому доходы от бизнеса должны носить закономерный характер. В бизнесе должен существовать технологический процесс получения прибыли. Таким образом, игра и бизнес – это в некотором роде антагонисты. В одном случае – больше доля удачи, везения, в другом – результат должен быть закономерен.
Считается признанным, что цены на бирже предсказываются очень плохо. Есть, правда, люди, которые утверждают, что им удается строить стратегии непосредственно на прогнозе самих цен, но отношусь к такого рода утверждениям достаточно скептично, хотя, может, я и не прав - в мире всегда есть место чуду. Исходя из непредсказуемости или плохой предсказуемости будущих значений цен, возникает предположение, что игра на бирже не может быть бизнесом, поскольку в основе ее лежат непредсказуемые процессы. Как сказал Исаак Ньютон, в свое время проигравший значительное состояние на бирже: «Я могу предсказать, где будет находиться каждая из планет через миллионы лет с точностью до секунды, однако, я не могу предсказать, куда в следующую минуту погонит цены эта безумная толпа».
Однако, если бы это было так, то выигрывать на бирже в течение длительных промежутков времени, десятилетий, как это делают многие трейдеры и организации, было бы невозможно. Также, как невозможно выигрывать в течение длительного времени при игре в рулетку. И обычно на этот факт – на наличие больших треков с положительными исходами, указывают, когда хотят показать, что есть неслучайные результаты и профессионализм трейдера позволяет достичь стабильного и предсказуемого результата. Но, с моей точки зрения, это не совсем правильно, поскольку просто по закону больших чисел что-то да должно случиться. Мне нравится такой вопрос-притча: «Почему дельфин всегда толкает тонущего человека к берегу? Потому что те, которых они толкали от берега, уже никогда и никому ничего не расскажут».
Биржа – это такое место, где миллионы людей пытаются найти кусочек своего счастья. К этой цели идут миллионы, но мы видим только тех людей, которые дошли к этой цели. Может быть, кто-то, совершая даже случайные действия может оказаться в числе выигравших – просто по закону больших чисел. Также как если миллион человек каждый по 100 раз кинет монетку, то существует определенный процент вероятности, что у кого-то из них 90 раз из 100 выпадет «орел».
Таким образом, с моей точки зрения, наличие трейдеров, организаций, которые в течение длительного времени имеют позитивный результат – не является доказательством существования устойчивого преимущества трейдера на рынке.
Также я слабо представлю себе возможность какого-либо математического доказательства существования такого преимущества. Может быть я, будучи не математиком, что-то не понимаю, но я слабо представляю как такое доказательство может выглядеть и никогда не слышал об их наличии. Хотя, быть может, я опять-таки ошибаюсь. Поскольку, таким образом, ни практика, которая обычно является критерием истины, ни математика, в данном случае не дают нам ответа на вопрос: «имеет ли трейдер закономерное преимущество на рынке?», а ответ на этот вопрос нам очень бы хотелось получить, и желательно положительный, то придется идти узкой извилистой тропинкой логики, которая не всем может показаться безупречной, но меня она устраивает и когда я торгую на рынке, эта логика дает мне ощущение, что я иду по хорошей асфальтовой дороге, а не по тонкому потрескивающему и готовому в любой момент провалиться ледку.
Есть такой класс игр, который называется случайно-стратегический: когда стратегия выигрыша строится на случайных событиях. В качестве примера - широко известные нарды или преферанс. Очевидно, что в данном случае игра строится на случайных событиях, поскольку невозможно, если никто не мухлюет, предугадать выпадение костей и выпадение карт. Однако, точно также очевидно, что сильнейший игрок имеет закономерное преимущество. Таким образом, есть игры, в который возможно построение выигрышных стратегий даже на случайных событиях. Однако это возможно только в тех играх, где участвую более 1 участника, где соревнуются стратегии нескольких людей, где идет соревнование не с его величеством непредсказуемостью, а соревновании стратегий между собой.
С моей точки зрения, работа на бирже, торговля на бирже - это случайно-стратегическая игра с неограниченным кругом участников. В отличие от других игр, у нее есть ряд особенностей.
Первая – это фактор времени. Есть такая присказка, что «на бирже можно выигрывать только одним способом – медленно». Естественным ритмом рынка являются недели, месяцы и годы. Для выявления победителя на рынке необходим длительный промежуток времени, который психологически не естественен для людей – хочется получить результаты быстро, хочется быстро доказать свою состоятельность, но именно эта торопливость очень часто подводит. Нужно понимать, что доказательство своей состоятельности на рынке - процесс очень длительный и его нельзя форсировать.
Вторая общеизвестная особенность - это то, что в этой игре периодически меняются правила. Самый простейший пример на российском рынке акций, можно назвать даже день, когда это случилось, по иронии судьбы – это перелом тысячелетий, между 31 декабря 1999 года и 1 января 2000 года, когда произошло изменение характера рынка и те стратегии, которые ранее были выигрышными – они остались выигрышными в основной своей массе, но их отдача достаточно существенно уменьшилась. К счастью, подобные тектонические сдвиги на рынке происходят не часто, однако мы постоянно вынуждены иметь их в виду.
Третья, тоже достаточно важная особенность, то, что мы всегда вынуждены играть против самого сильного противника – против рынка. В отличие от преферанса, мы не можем расписать пульку, встать и пойти поискать себе противника по силам, здесь мы торгуем с сильнейшим противником и результат – победа или смерть. Только так!
Есть так же ряд положительных моментов этой игры, на которых я также хочу остановиться. Судя по всему, у случайно-стратегической игры есть очень большое, практически неограниченное количество выигрышных стратегий. Связано это, скорее всего с тем, что рыночное сообщество, этот коллективный разум пополам с самыми дремучими эмоциями, причем, когда я говорю «пополам», я делаю рыночному разуму достаточно большой комплимент, поскольку инстинкты там, как правило, преобладают, так вот это коллективный разум состоит из большого количества различных групп, группок, супергрупп, со своими стереотипами поведения. Когда мы разрабатываем свою какую-либо стратегию, мы неявным образом выделяем одну из этих групп как спарринг-партнера, против которого мы будем играть и используем в своей работе неэффективности его стратегии. Что приятно, что наш спарринг-партнер не может отказаться от этой игры. Он вынужден с нами играть. Но с другой стороны, могут начать играть против нас и мы тоже не сможем от этого отказаться. Кстати говоря, успешное применение контрстратегии против определенных групп участников скорее всего и лежит в изменении характера рынка. Просто-напросто, какие-то группы участников могут «убиваться» на рынке, вымываться с рынка, не возобновляться за счет притока новых игроков и характер рынка от этого может несколько меняться. Если «убивается» большая группа участников, то характер рынка может меняться значительно.
Самая распространенная стратегия на рынке – отсутствие каких-либо стратегий. Поэтому, с моей точки зрения, любая вменяемая стратегия, используемая на рынке, любые вменяемые стратегии конкурируют не между собой, а они конкурируют с этой основной массово применяемой стратегией – отсутствием стратегии. Если взять 2 правильные стратегии – это как 2 волка, охотящиеся за зайцем – может быть один волк более эффективен, второй менее эффективен, но так же как и волки - друг другом они не питаются, а потребляют зайцев.
Держа в уме все вышеперечисленные особенности случайно-стратегической игры, попробуем в самых общих чертах рассмотреть поиск эффективной рыночной стратегии. Я бы остановился здесь на 2 ключевых аспектах: увеличение предсказуемости и достижение устойчивости. Как я уже говорил, значение будущих цен – плохо предсказуемы. Не надо путать, кстати, плохую предсказуемость и случайность – это разные вещи. Между тем, для построения любой эффективной стратегии в явном или неявном виде, нам необходимо построение прогноза. Здесь у нас есть вариант: хотя сами цены у нас предсказываются плохо, однако, есть ряд других производных показателей цен, которые предсказываются несравненно лучше. Это, к примеру, волатильность – без сомнение она предсказывается значительно лучше цен. Если цены плохо предсказуемы, то на прогнозах волатильности можно строить эффективные стратегии. Вот таких вот производных от первичного ценового ряда показателей, которые прогнозируются лучше самих цен, достаточно много. И, с моей точки зрения, это основной путь увеличения предсказуемости наших стратегий. Судя по программе, предусмотрены выступления на эту тему, будет более подробно рассматриваться этот вопрос, а я перейду к другому важному аспекту построения системы - устойчивости.
Очевидно, что необходимы исследования рынка в поисках устойчивых закономерностей. Чем будет более устойчива закономерность, тем будет более устойчивой наша система. Стремясь к поиску таких устойчивых закономерностей, мы должны выбирать в качестве спарринг-партнера какую-нибудь большую группу, обладающую неэффективностью своей стратегии. Чем больше будет эта группа, тем дольше мы будем ее «убивать» и тем будет для нас лучше. А еще лучше, если эта группа будет постоянно подпитываться поступлением новых членов извне. Нет ничего более постоянного, чем извечные человеческие слабости. Это жадность, присущая почти всем участникам рынка. И, по крайней мере, часть наиболее устойчивых систем создается с неявным использованием этой человеческой слабости – страсти к наживе. Фактически, на графиках рынка мы должны искать графические эквиваленты проявления человеческих чувств. К примеру, разберем психологическую модель поведения большинства трейдеров, торговцев, при переходе рынке от бокового состояние к тренду. За время бокового состояния люди привыкают к имеющимся ценам и они начинают казаться им справедливыми. И вот цена начинает расти. С точки зрения трейдеров цена стала неоправданно высока и люди начинают продавать. Таким образом, возникает продажа в начале тренда и люди избавляются от позиций. Точно так же возникает группа людей, которая покупает на падениях рынка. Им кажется, что цена стала неоправданно низкой относительно той цены, к которой они привыкли за день, неделю и они начинают покупать подешевевшие акции. Если бы не эти люди, то нам не кому было бы продавать акции, когда мы хотим выйти из рынка на падении, и не у кого было бы купить, когда акции начинают рост. Надеюсь, что брокерская индустрия, в т.ч. и организаторы этого мероприятия, будут и дальше прилагать усилия, к «поставке» этих групп участников на рынок. Пожелаем им значительного успеха в этом направлении.
С точки зрения эмоций, может быть, неприятно продавать на падении или покупать на росте, никто не говорил, что трейдинг – это эмоционально приятная вещь, однако, с точки зрения управляемых счетов - это достаточно эффективная стратегия.
Исходя из таких логических предпосылок можно, например, определить характеристики рынка, на которых трендовые модели должны работать. Пример: это должны быть рынки, где, достаточно часто с точки зрения фундаментальных причин возникают тренды, а второе – должна быть достаточно большая прослойка непрофессиональных участников. Под непрофессиональными в данном случае я понимаю тех, кто торгует на рынке эмоционально, кто не в состоянии контролировать свои эмоции или не использует каких-либо разумных стратегий. С моей точки зрения – российский рынок акций как раз и подходит под оба эти признака, что наполняет меня счастьем, делает меня счастливым, поскольку, как говорится в одном из определений: «Счастье – это осознание обоснованности собственной перспективы».